Вход

Логин или email

Пароль

google login
Регистрация
design

Описание региона и маршрута

Регион похода - крайний север Якутии, почти весь маршрут был проложен за полярным кругом (не считая первых 14 км от Удачного). Анабар, название реки, давшее название Анабарскому плато, знакомо очень многим туристам. Фотографии изумительных каменных скал реки Котуйкан видели очень многие. Но на саму реку Анабар туристы выбираются не так часто, так как регион - очень труднодоступный, дорогой, условия для туризма - тяжелые как зимой из-за низких температур, так и летом из-за обилия гнуса и тоже, прямо скажем, не жаркой погоды. Также туризм на севере Якутии очень осложняет малонаселенность маршрута. Например, в Анабарском Улусе, площадью 55 тысяч квадратных километров, существует всего два поселка - Саскылах и Юрюнг-Хая, а общая численность населения - всего 3500 человек.

Тем не менее, на мой взгляд, Якутия - один из самых привлекательных регионов России для спортивного туризма, спортивного - не в смысле разрядов и особых достижений, а в смысле активного отдыха на природе, сопряженного с серьезными физическими нагрузками. Удаленность от цивилизации можно считать не только минусом (из за невозможности быстрой эвакуации), но и плюсом. Нетронутая природа, отсутствие антропогенного мусора - это как раз то, за чем люди отправляются в поход. Кроме того, на просторах Якутии существует огромное количество красивейших природных объектов, таких как Оленекские и Анабарские столбы. Столбы - это скалы причудливой формы, расположенные по берегам рек. Наиболее известны Ленские столбы, которые достаточно легко доступны для туристов, но некоторые путешественники, видевшие и Ленские, и Анабарские, утверждают, что Анабарские столбы намного более впечатляющие.

Так же на нашем маршруте располагалась интересная антропогенная достопримечательность - огромный карьер в Удачном. Раскопанная кимберлитовая трубка “Удачная”, в которой компания Алроса добывает алмазы уже почти 50 лет, имеет глубину до 640 метров! На фоне такой громадной дыры спускающиеся по серпантину вниз карьерные самосвалы, колеса которых в несколько раз больше человеческого роста, кажутся игрушками. Как нам сказали рабочие, спуск на дно карьера занимает около 50 минут. Правда, карьер уже почти выработан, по плану закрытие карьера состоится летом 2015 года.

Изначально по плану похода предполагалось проехать от поселка Удачный до крайней северной точки зимника - поселка Юрюнг-Хая. Километраж составил бы более 1000км, при этом большую часть дороги мы бы ехали по замерзшим рекам Малая Куонамка и Анабар. К сожалению, проехать такой маршрут не получилось. Обстоятельства заставили моего друга отказаться от участия в походе буквально за две недели до старта. Но еще через неделю другой мой друг, Леша Павлов, решил присоединиться к походу, правда, только на одну неделю. У меня был выбор - ехать в одиночку или тоже остановиться на одной неделе, в результате я отказался от одиночного прохождения. Вместе с Лешей мы проехали на велосипедах путь от поселка Оленек до поселка Жилинда за 5 дней (около 300км) и оставшуюся часть до Саскылаха (еще 250км) нас подвезли на бензовозах. К сожалению, самую красивую часть маршрута - от Жилинды до Эбеляха мы уже ехали на машине.

Команда

Маршрут ехали Алексей Павлов (справа) и Павел Тарасов (слева) Смотровая на карьере
Алиса Веселкова, вела наши группы в социальных сетях, и писала информацию о насАлиса
Всеволод Самарцев, должен был ехать в поход, но в последний момент не смог поехать. Сева

Подготовка к походу

Самое главное, что было сделано на подготовительном этапе, - это подбор и закупка соответствующего снаряжения. Нам было необходимо обеспечить себе возможность ехать на велосипедах и ночевать при температурах порядка -40 градусов.

С велосипедами нам очень помог спонсор, компания Рапид. Для нас были изготовлены титановые компоненты (рама, вилка, багажники для моего велосипеда и вилка с багажниками для второго велосипеда). Титан гораздо лучше подходит для зимнего туризма, чем алюминий, который становится хрупким при сильных морозах.

Ремнабор

Перед походом мы перебрали в велосипедах все, что было можно, проверили и заменили изношенные детали. В переборке нам очень помогла мастерская “Велодоктор”, за что ребятам огромное спасибо! Они - действительно фанаты своего дела, и делают все очень качественно!

Было подготовлено зимнее теплое снаряжение. Основная ходовая одежда не отличалось оригинальностью - терма, флиска, утеплитель и мембрана. Все, закрывающее открытые участки тела, было достаточно специфическим и требовало к себе особого внимания. Лицо мы закрывали балаклавами с прорезями для глаз и рта (у меня из powerstretch, у Леши из windstopper) и горнолыжными масками или очками, сверху балаклав, когда температура падала ниже -20. На руках у нас были обычные тонкие перчатки и теплые варежки сверху. Во время езды вместо теплых варежек мы использовали “грипсовцы” - перчатки на руль велосипеда, которые специально для этого похода изготовили в мастерской “Нотни”. На ноги мы одевали теплые зимние сапоги “Баффин”.

Отдельное внимание было уделено теплой лагерной одежде. Теплые куртки из пуха и очень теплые пуховые спальники нам сшил Алексей Воров, глава “ПЛАС”. Мы остались очень довольны этими пуховыми вещами, снаряжение успешно выдержало мороз -40, хотя вес каждого спальника - всего 3.4 кг!

Для связи с группой поддержки в Москве и МЧС мы использовали маячок Delorme inReach + pn60. Удобный спутниковый маячок, работающий по всему миру через спутники iridium, позволял нам не только быть уверенными, что в случае экстренной ситуации мы сможем запросить помощь, но и писать весточки друзьям и родным и сообщения в Твиттер.

Дневник похода

10 марта

В 10 утра прилетели в Удачный прямым рейсом Алросы. С самолета открывался замечательный вид на тундру - этакий черно-белый “план генштаба”. Отлично прослеживались ровные четкие просеки, реки и сопки под крылом с нарисованным на нем бриллиантом.

Вид с самолета

По договоренности машина должна была забрать нас вечером из аэропорта, до этого надо было успеть съездить и посмотреть главную достопримечательность Удачного - огромный карьер, раскопанный на алмазной трубке “Удачная”. С десятого раза дозвонились в диспетчерскую маршрутки, получили телефон водителя. Оказалось, маршрутка сломалась и отъезд был перенесен на ночь или раннее утро. Еще через часа два нам сказали, что мы можем подождать машину у диспетчера в Удачном. Поиск другого такси результатов не дал, нас не только никто не хотел везти в Оленек, но и до города с багажом не хотели добрасывать за разумные деньги . Поймали около аэропорта “буханку”, которая за 500р отвезла к диспетчеру на квартиру. Ура, мы в Удачном!

Диспетчером оказалась очень приятная якутка Светлана. Живет она в квартире в Удачном, у нее 4 сыновей и 4 дочек. Так как делать было абсолютно нечего, поехали на карьер фоткаться. Кроме того, на всякий случай решили закупить пиротехнику для отпугивания волков (мне кажется,, это - малоэффективное средство). Все местные очень пугали встречей с серыми, хотя случаев нападения на людей, за исключением одного раза в Удачном в прошлом году, мы не нашли.

На подъезде к карьеру увидели памятник - экскаватор и карьерный самосвал Caterpillar, Попробуйте на фотографии с этого места рядом с ними найти Леху! Техника огромная, поражает воображение.

Еще километр по дороге вниз и перед нами открылась огромная “грязного” вида дыра в земле со спускающейся вниз по спирали дорогой. Пока мы фоткали и обсуждали дырку, рядом начала выть сирена. Посмеялись, что это по нашу душу, проникли - куда нельзя. И тут раздался взрыв! Мы вмиг отпрыгнули от края карьера. Как потом сообразили, сирена была как раз оповещением о взрывных работах. Из карьера начали подниматься струйки пыли. Доехали до смотровой площадки, поговорили с рабочими. Грязь внутри карьера - это, оказывается, скапливающийся там газ, а выработка трубки Удачная в ближайшее время, ориентировочно к середине лета, будет закончена.

Экскаватор и самосвалКарьер удачный

11 марта

Такси пришло в 6 утра. Около 4 дня мы приехали в Оленек, изрядно вымотанные. “Буханка” была забита народом под завязку - на двух лавочках друг напротив друга сидели по 4 человека, а в середине, между рядами, сидел мужик на сумке. “Буханка” ехала медленно, но, все равно, прыгала на всех кочках. Из Оленька выехали только часов в 6 вечера, собрав велы и покидав шмотки в рюкзаки и санки. Ребята-таксисты проводили нас до конца поселка, за что им огромное спасибо.

ТаксиЗакат над тайгой

Проехав около 20км, мы остановились на ночевку. Почти сразу нам включили северное сияние – одно из самых ярких за всю поездку. Леха никогда раньше сияние не видел, восторгу его не было предела! Жалко, что я очень долго провозился с настройками фотоаппарата, так как этой камерой никогда не снимал на ручной выдержке, и пропустил все самые красивые моменты.

Северное сияниеСеверное сияние

12 марта

В этот день нам предстояло проехать 50-километровый участок дороги с горками и ухабами, идущий по тайге до Берегового, где зимник выходит на лед Малой Куонамки. Хотя все барахло и помещалось в рюкзаки, санки решили не выкидывать, о чем очень пожалели в конце поездки, так как с санями было ехать намного тяжелее, чем без них.

Заснеженная тайга поражает своей красотой. Возможно, для местных зрелище привычное, но для нас покрытые снегом лиственницы - картина завораживающая. Дорога часто идет вверх-вниз. На довольно крутых горках сложно ехать без тормозов, так как местами по пути встречаются снежные наносы. В поворотах санки, которые никогда не едут прямо, а всегда заворачивают влево-вправо, сильно дергают за багажник.

Леха едет с санямиДорога

Участок до Берегового смогли преодолеть только к концу дня. Заехали поздороваться к дорожникам. На входе нас встретил Олег, молодой и очень активный мужик, родом из Красноярска. Они с отцом Николаем работают на участке от Оленька до Эбеляха, чистят зимник двумя тракторами “к800”( “Кировцы”). С ними в смене работает Валера, который на “Газоне” таскает за мужиками уютный балок (перевозной домик}. Выпив по кружке чая, нехотя вылезли на мороз и, не смотря на уговоры остаться и сходить в баньку, проехали еще километров 10, пофоткали сияние и завалились спать.

Велосипед Рапид и сияние

13 марта

С утра стояла шикарная солнечная и теплая погода. Выехали довольно поздно, в этот раз полностью разгрузив санки, но не выбросив их. Ехать было комфортно, дорога была почти ровная - лед и очень плотно примятый снег. Через час после старта нас догнал Олег и спросил , через какое расстояние мы собираемся останавливаться на обед. Они хотели поехать вперед, поставить на оговоренное с нами место свой балок и пригласили нас пообедать вместе и попробовать строганину. Мы, естественно, с радостью приняли приглашение.

Обед в теплом балке дорожников был для нас настоящим пиршеством – сковородка с жаренным мясом и сосисками, макарошки и, конечно, строганина – свежая мороженая рыба, нарезанная толстыми кусками, с солью и перцем. Было очень вкусно!!! Мужики, спасибо огромное!

Через километров 30 опять пересеклись с рабочими. На тракторе Николая стало спускать колесо, ехать он мог только очень медленно. Они решили остановиться и отправить Валеру в Эбелях за новым колесом, так что продолжать движение собирались только через два дня. Выпив чай в уютном балке, мы попрощались с Олегом и Николаем, проехали еще 15 км и завалились спать.

ПривалЧистка зимника

14 марта

С утра пошел снег, дорогу присыпало всего на каких-то пол сантиметра пухляка, но накат сильно упал. Ехать было далеко не так здорово, как вчера. Поздоровались с Валерой, уезжающим в Эбелях за колесом, и потихонечку покатили вперед. Видимость упала, небо затянуло, но к обеду опять вышло солнце и небо очистилось. По берегам то и дело появлялись невысокие столбы – каменные “останцы” причудливой формы.

Леха утепляет велСтолбы

У меня несколько раз за день случались всякие мелкие неприятности – сломался замочек на цепи, порвалась сумка с ремнабором (эксцентрик, зараза, проткнул ее), открутился и потерялся болтик с багажника. Вроде все - мелочи, а каждая отнимает драгоценное время.

Вечером проехали мимо домика и поста дорожников в одном лице. Недалеко от домика паслись три лохматые лошади. Они привычным движением разгребали копытами снег и подъедали траву из под него. Судя по всему, в доме никого не было. Через 10км встретили хозяина дома, якута, у которого сломался снегоход. От какой-либо помощи он отказался, сказал, что при необходимости может 10км и пешком до домика пройти. Проехав еще 10-15 км, встали на ночевку напротив высоких красивых скал.

ЛошадиМестные

15 марта

С утра похолодало. Смазка в подшипниках, которую я поставил, как якобы незамерзающую, замерзла, колеса перестали крутиться. Делать нечего – сели перебирать втулки. Удовольствие это - ниже среднего, так как попадающий на руки бензин обжигает, в перчатках крайне неудобно возиться с шариками, да и собрать втулку на морозе без смазки так, чтобы все шарики не разлетелись - тот еще фокус. К обеду втулки были собраны, колеса крутились отлично. Промышленные подшипники на колесах Лехи на удивление не показывали никаких признаков загустевания и отлично работали. Мимо нас проехал Валера с новым колесом для Кировца, поболтали и двинулись в путь.

Потерянная на ремонт половина дня и остановки для фотографий не дали проехать много в этот день – наш километраж составил меньше 50км. Кроме того, к вечеру сильно похолодало. Мы одели почти все, что смогли. Термометра у нас с собой не было, но, скорее всего, температура упала ниже -40. В Жилинде термометр, судя по данным rp5.ru, показывал -37, а мы были на реке, где температура обычно ниже. У Лехи начали сильно мерзнуть ноги.

Встали на ночевку прямо над столбами, наверх взбиралась накатанная “буранка” (след от снегохода), по которой оказалось очень легко вкатить велосипеды. Судя по крови на снегу, по этой “буранке” местные ездят на охоту в тайгу.

Собрать горелку, чтобы приготовить ужин, оказалось не так просто – все резиновые прокладочки стали пластмассовыми. У “Бустера” Лехи через уплотнительное кольцо стал проходить бензин, использовать горелку было невозможно. Мой “MSR” немного протекал по ручке, но все же завелся и отработал без проблем. Максимально растянули палатку, засыпали юбку снегом, закрыли вентиляционные окна и растянули тент на велосипедах. Ночь обещала быть холодной.

Мы

Когда стали ложиться, Леха достал палец из носка, он у него оказался обморожен. Кончик большого пальца побелел и пропала чувствительность. Несмотря на мороз, Леха не отменил своих “противо-волковых” каждодневных мероприятий и соорудил веревочные петли на дерево, считая, что это упростит экстренное бегство от волков в случае опасности. Целесообразность этих мероприятий на сей раз выглядела сомнительно, так как при такой температуре вряд ли мы смогли бы просидеть на дереве даже несколько минут.

Поспать ночью все-таки удалось. Сшитые для нас Алексеем Воровым пуховые спальники и пуховые куртки (мы спали во всей одежде и даже собрали спарку ближе к утру) были действительно теплыми, но спальники подмокли и за прошлые ночевки покрылись сверху ледяной коркой. Ночью включили очень красивое северное сияние. Увы, я его не фотографировал из-за мороза и посмотрел только во время кратковременного технического выхода из палатки.

16 марта

Вылезли из палатки довольно поздно. Я принял решение - не продолжать маршрут в одиночку. По совокупности факторов, наверное, это было самым разумным решением. Мимо лагеря проехали джипы (в сторону континента), видимо это была какая-то очередная экспедиция по льду Ледовитого океана. Решили стопить машину до Саскылаха, вытащили все барахло на дорогу и стали готовить завтрак.

СтолбыСтолбы

К окончанию, за время завтрака ни одной машины мимо нас не проехало. Собрались, воткнули санки в видное место ( решили их наконец оставить) и начали движение в сторону Жилинды, поселка, непредсказуемым поведением жителей которого. нас так пугали всю дорогу. Красивых скал становилось все больше и больше, протяженность участков со столбами росла, как и высота столбов. В 10км до Жилинды сели обедать, только разлили чай из термосов, как послышался гул моторов. Встали стопить – оказалось, ехали два бензовоза. Посовещавшись, решили, что бензовозы нам никак не помогут и сели было назад обедать, но первый бензовоз, поравнявшись с нами, остановился и из него выскочил молодой парень. Он стал расспрашивать, кто мы и откуда. Мы спросили, куда едут они и не могут ли нас добросить до Эбеляха или Саскылаха. Ребята, на удивление, без проблем согласились добросить нас до Эбеляха, сказав что и до Саскылаха добросили бы, но они будут ночевать около Булки (так называется гора около Саскылаха), а спальное место в каждой машине только одно. Как оказалось, наши велосипеды влезают в люки бензовозов, где лежат запаски. А на одной из машин оказались очень удобные платформы, к которым можно было привязать рюкзаки. Ребята, Дима, водитель первого остановившегося бензовоза, и Саня работают на АлмазДорТранс, сами живут в Ленске и везли керосин в Саскылах для аэропорта.

СтолбыСтолбы

По пути столбы становились все выше, цвета их - разнообразнее. Очень обидно было ехать мимо этой красоты на машине и не фотографировать. Доехали до Эбеляха. На улице -37 и время только 6 часов. Мы начали прощаться, но ребята, узнав, что у Лехи самолет с утра, стали уговаривать поехать с ними и заночевать около Булки, а с утра предложили добросить нас в Саскылах. От предложения не ночевать в палатке, а поспать сидя в теплой машине, мы уже не смогли отказаться и продолжили наш путь на бензовозах дальше. Поужинав, завалились спать в больших и комфортных кабинах бензовозов.

17 марта

На улице было тепло, около -20, но дул ветер. Деревьев вокруг почти не было, тайга сменилась тундрой, а слежавшийся наст вполне держал груженый бензовоз. К 10 утра мы уже были в аэропорту Саскылаха. Заранее купленного билета на 17-е число у меня не было. Служащие аэропорта добросили меня до города, где я без проблем купил билет на самолет.

Отдельным развлечением оказалась погрузка в самолет. Весь багаж к самолету мы несли сами, сами его подавали в люки, а велосипеды даже затаскивали в самолет. Вот бы такой сервис был во всех аэропортах! А то вечно грузчики что-нибудь сломают! Попрощались с Димой и Саней и залезли в самолет. АН24 оказался на удивление комфортным – расстояние между сидениями очень большое, а кресла - мягкие и гораздо удобнее, чем в современных самолетах! На этом наше путешествие, к сожалению, закончились – мы были на пути к цивилизации.

СаскылахДима и Саня

Эпилог

В результате, фактически сделанный маршрут оказался в три с лишним раза короче, чем по изначальным амбициозным планам. Мы были сразу ограничены по времени только неделей (один из нам должен был возвращаться в Москву), но, кроме того, очень обидно получилось с такси “Алгыс” из Удачного, которое приехало за нами на сутки позже, чем обещали (сначала перенесли рейс на половину дня, потом сломалась машина) и мы, к большому сожалению, не проехали на велосипедах самый красивый участок маршрута - от Жилинды до Эбеляха и чуть-чуть за него. Кроме того пять дней - это, конечно, очень мало. Мы только приспособились к условиям похода, как он закончился. Конечно, теоретически можно было продолжать поход и одному, но все же для безопасного прохождения в одиночку надо было готовиться по другому и заранее.

Сам маршрут оказался намного красивее и интереснее, чем даже я предполагал. Очень рекомендую его всем желающим покататься зимой! Дорога отлично обслуживается, мимо проходит несколько машин в день. Если нет пурги (а нам повезло), то ехать можно быстро, маршрут проходит по почти незаселенной местности и вокруг вас - красоты Анабарских столбов и заснеженной тайги (или тундры ближе к Саскылаху).

Ниже привожу список сложностей, которые у нас возникали или могли возникнуть на маршруте:

На холоде замерзает масло в подшипниках. Надо или сразу ехать без смазки, или ставить правильную, которая не замерзает.

В случае пурги могут перестать ездить машины, а палатку будет заметать целиком и очень быстро, причем такая погода может стоять несколько дней. Надо быть готовым сидеть и пережидать.

Существует (гипотетическая!) проблема отношений с местным населением. Нас пугали встречей с пьяными местными жителями, у которых есть оружие, а после выпивки становится плохо с головой (особенно, пугали поселком Жилинда), но все, кого мы встречали, были очень дружелюбны. Вообще, проблемы с местным населением можно получить везде, и мне кажется, что нужно просто вести себя по-человечески, понимать, что ты в гостях, и все будет хорошо. На севере большинство людей всегда очень доброжелательны.

Существует (совсем гипотетическая) проблема нападения волков. В Якутии их действительно много и каждый проезжавший спрашивал нас : “Вы что, волков не боитесь?”. Наверное, правильно - взять с собой оружие (и уметь им воспользоваться!). С другой стороны, случаев нападения волков на людей почти не известно (один случай в Удачном в 2014 - бешеный волк укусил мужика в поселке). Буду ли я задумываться о пушке в следующий раз - очень большой вопрос.

Есть вещи, которые обязательно необходимо сделать если вы поедете в поход в Якутию:

Зарегистрироваться в МЧС. В Якутском МЧС очень адекватные люди, которые выдвигают простые и понятные требования, внимательно следят за вашим продвижением по маршруту. Потраченные пол часа могут спасти вам жизнь в случае ЧП.

Взять с собой спутниковый маячок или пейджер, в таком регионе нельзя находится без связи.

Если вы собираетесь ехать зимой, взять ОЧЕНЬ хорошую палатку на случай пурги. Из наших производителей на момент написания можно порекомендовать, разве что, Normal Буран, который идеологически сделан правильно, но требует доработки напильником (перешивки отдельных частей).

Не рисковать зимой с легким снаряжением. Я сам - фанат ультралайта, но зимой лучше выбирать надежность. Возьмите что-нибудь теплое дополнительно, при большом общем весе снаряжения лишняя шмотка весом 0.5 кг не будет решающей.

Хороших Вам походов ;) Увидимся на маршруте!

Благодарности

Огромное спасибо за помощь в организации нашего путешествия:

Нашим спонсорам:

компании “Рапид” за титановые компоненты для наших велосипедов
мастерской “Нотни” за “Грипсовцы”, защитившие наши руки от мороза во время похода;
мастерской “Велодоктор” за помощь в сборке наших велосипедов и подготовке их к походу;

А также:

Олегу, Николаю и Валере, дорожникам - за поддержку, компанию и вкуснейший обед!))

Диме и Сане, дальнобойщикам, подобравшим нас на дороге и подбросившим в Саскылах на бензовозах;

Сергею Леонидовичу Зорину и Александрову Дмитрию Георгиевичу, за моральную поддержку и ценные советы;

Виталию Устинову, за помощь в подготовке велосипедов;

Андрею Готовцеву, за трансфер в аэропорт;

и, конечно, нашей группе поддержки - Дмитрию Паушкину, Юрию Устиновскому, Борису Тарасову, Александру Павлову и Наташе Павловой!

А так же всем, кто интересовался походом и поддерживал нашу команду в социальных сетях! Спасибо!)))

Скрыть комментарии
Имя
Оставить комментарий