Вход

Логин или email

Пароль

google login
Регистрация
design

Общее описание региона

Зимний Байкал, пожалуй, одно из самых впечатляющих мест из тех, где я бывал. Для меня самым интересным был сам лед, который менялся от места к месту и завораживал, полностью отвлекая от всего остального. В среднем толщина льда - порядка метра, с трещинками разной глубины и ширины, переплетающимися в необыкновенную паутину. Периодически поверхность льда становится идеально ровной, как свежезалитый каток или даже ровнее, местами лед замерзает волнами, а иногда - с пузырьками по всему объему. Вдоль берегов и по трещинам лед вздыбливается огромными торосами, высотой местами до 2-3 метров. На солнце льдины блестят со всех сторон, маленькие (хотя некоторые из “маленьких” я еле поднимал) выглядят бесцветно прозрачными , а большие отливают голубым. Только что вскрывшиеся трещины заполнены водой и иногда надо потратить достаточно времени, чтобы найти место, где перейти посуху.

Вторая поражающая вещь - это красота берегов озера. Они то отвесные, то пологие, с бухтами, с причудливыми скалами, камнями, деревьями. На юге по побережью Байкала от Слюдянки до Листвянки тянется КБЖД - “Кругобайкальская Железная Дорога”, построенная в начале 20 века, она представляет собой чудо инженерной мысли. За Листвянкой до пролива Ольхонские ворота по западному берегу есть несколько интересных мест с гротами, а так же из достопримечательностей - бухта Песчаная с ходульными деревьями (к сожалению, я все это пропустил, проехав по льду далеко от берега).

Севернее острова Ольхон находятся Ушканьи острова, известные, как место необычайной красоты. Далее, с востока начинается Баргузинский заповедник, а с запада - Байкало-Ленский. В Баргузинском заповеднике в поселке Давша есть очень интересный музей (опять же по рассказам, сам не доехал), в который стоит сходить.

По западному берегу почти от Култука до Ольхона тянется Прибайкальский национальный парк, с очень жесткими правилами посещения и большими штрафами за нарушения - нельзя ставить палатку, кроме как на льду, рубить деревья (и даже брать сухостой) и разводить костры. Если есть желание стоять в палатке, то, чтобы не огрести проблем, видимо, стоит останавливаться на льду и с горелкой. В принципе, всю часть Байкала с юга и до Хужира можно спокойно ехать налегке, останавливаясь на многочисленных турбазах западного берега. Так же стоит отметить, что гарантировано без снега можно увидеть только западный берег озера севернее Листвянки, поскольку снег в этой части озера всегда сдувает. Соответственно, на восточном берегу - наоборот много снега.

Маршрут

Карта Байкала Основной идеей мероприятия было проехать весь Байкал по льду, от Слюдянки до Северобайкальска. До Ольхона предполагалось ехать вдоль западного побережья, потом сделать переход до Ушканов, оттуда уйти на восточный берег, заехать в Змеиную бухту и к острову Лысый Чивыркуйского залива, а затем, заезжая в Давшу и Хакусы, доехать до Северобайкальска. Ночевки планировалось делать как получится, если есть турбаза - хорошо, а если нет - то на льду в палатке. Реально же получилось проехать только до Хобоя (северная точка Ольхона) и то, с большими неприятностями и ночевками на турбазах везде, кроме самого Хобоя. Мы попали в неудачный год - зима была снежная, на северной части озера лежал толстый слой снега, такой, что и машине было проехать не просто, а с велосипедом приходилось передвигаться только пешком. Однако, нельзя сказать, что только невезение заставило сократить маршрут. Этот поход - отличный пример крайнего раздолбайства участников. Все вместе привело к тому, что пришлось сойти раньше времени.

Трек можно посмотреть на gpsies или скачать с сайта

Состав группы

Паша Тарасов, haro flightline expert 2009 (или то, что им когда то было)
Юра Устиновский, felt q920 2011

Дневник маршрута

Слишком подробный дневник я приводить не буду, так как никакой технической информации он не несет - надо просто выезжать и ехать. Карту турбаз не трудно найти в интернете, kml файл мест ночевки, составленный Юрой перед походом можно взять здесь.

До похода.

Чудеса раздолбайства и невезения начали проявляться до начала самого действа. У меня не хватало времени ни на что и организацией похода я не занимался вообще. Юра перед походом умудрился заболеть и нажраться антибиотиков, что явно не способствовало увеличению количества его сил. У Саши и Димы (изначально мы собирались ехать вчетвером), живущих в Иркутске, изменились планы и за два дня до старта они решили ехать отдельно от нас. Соответственно, с этим так же был связан определенный геморрой - например, по первоначальным планам они должны были закупать еду и бензин для горелки, который мы не могли вести самолетом из Москвы. В результате бензин они обещали нам оставить в Cлюдянке, а вот за жратвой неожиданно пришлось бегать самостоятельно.

2 марта

Утром мы прилетели в Улан-Уде. Дальше должны были ехать железной дорогой. Как оказалось, Юра купил не те билеты, пришлось думать на каком поезде ехать в Слюдянку, решили, что надо на 12-часовом. После того, как я собрал вел (в самолет снял с него почти все, чтобы не разбили), осталось 2 часа до поезда, а Юре нужно было ковыряться еще достаточно долго. Кроме того, я умудрился потерять в аэропорту капюшон от своей пуховки, так что мне очень нужна была теплая шапка и это было еще одной целью похода по магазинам. Выбежал, сел на такси. Шапка была найдена на рынке ( хотя и “не фонтан” какая). Еду закупил “абы как” - мало того, что в магазинах не было части продуктов, так еще у меня не было времени, чтобы аккуратно закупать по списку. Вернулся на вокзал опять на такси за 10 минут до отправления поезда, суматошно начали менять билеты (вернее, не менять, а сдавать старые и брать новые - билеты купленные он-лайн нельзя поменять) и грузиться.

Загрузиться мы все-таки успели, правда, как оказалось, не в тот вагон и за остановку до Слюдянки зашли настоящие обладатели билетов. Однако, нам скорее повезло - в первом купе были вполне адекватные соседи, чего не скажешь о свердловских алконавтах из нашего купе. Все 5 часов мы занимались развеской продуктов.

Первый лед Саша позвонил, что они не успевают привезти бензин в Слюдянку и догонят нас на турбазе в Старой Ангасолке, где его и передадут. Позднее сообщил, что по потемкам им ехать “в лом”, выедут только завтра - догонят послезавтра.

Торос на дороге После часового “тупняка” и сбора барахла на вокзале в Слюдянке мы стартовали. Целью дня была та самая турбаза на Ангасолке, к ней шел пробитый до льда зимник вдоль побережья. В одном месте был гладкий лед и кусочек пути мы срезали, надо сказать, в конце почти завязнув в снегу. На турбазе были через два часа.

3 марта

Прибрежный торос Выехали в половине девятого, примерно за 15 минут до рассвета. Дорога по льду вдоль КБЖД чертовски красивая - отвесные скалы и туннели железки слева, едется вполне неплохо, везде снег, но сильно утрамбованный. Периодически попадаются участки дороги с битым льдом, иногда наносы, но все это без труда переезжается.

Трещина на дороге По совету Саши заехали на станцию Половинную посмотреть старый поезд. Там же попросили местную жительницу кипяточку в термос, поскольку бензина для горелки не было, а пить очень хотелось. К вечеру доехали до турбазы в Уланово. Саша и Дима остановились на ночлег в районе Половинной.

4 марта

Кошак С утра стало понятно, что Юрец чувствует себя хреново и ехать мы никуда не можем. Объявил дневку и написал Саше, чтобы не торопился. От безделья решил “пофеншуить” велосипед, а именно, переставить датчик скорости компа на место датчика каденса, сломанного в самолете, и установить периметр колеса таким, чтобы скорость 10кмч обозначала каденс 100. Тут я совершил самую большую и обидную глупость за всю свою походную жизнь - а именно, проткнул ножом покрышку. Пришлось ставить камеру и зашивать покрышку, спасибо Саше и Диме за советы. Ребята приехали к обеду, попив чайку и, неожиданно для меня, пЫва, поехали дальше.

5 марта

Рассвет на Байкале Юрец оклемался, выезжаем за пол часа до рассвета и встречаем солнце на льду. Зрелище рассветного солнца, отражающегося в гладком льду, безумно красивое. До Листвянки режим по пробитой дороге с мыса Толстый (дорог там множество, но одна шла по азимуту ровно, куда надо). Ближе к Листвянке снега становится все меньше, дорога теряется и мы едем по льду, объезжая снег.

Умывание В Листвянке обедаем позами и супом в кафешке и выдвигаемся дальше. Погода стоит жаркая, температура явно сильно плюсовая. Около мыса Лиственичный по льду идет становая трещина, открывшаяся явно недавно. Она шириной метра два и с водой, оставляю свой вел Юре и иду смотреть, где бы форсировать. Внезапно раздается канонада, такая, что хочется куда-нибудь исчезнуть, так как кажется, что все вокруг рушится. Льдина, на которой стоял Юра с обоими велами, изрядно наклонилась в трещину. Сматывали мы быстро, выехали на дорогу вдоль берега, по которой активно ехали машины.

Грузовик Дорога, в целом, проходила по снегу, вдоль трещины. В одном месте она слегка ушла под воду, был объезд, однако, пропустить такую хрень было обидно и я на спор проезжаю по затопленной дороге. Чуть дальше видим грузовичок, у которого не получилось форсировать трещину. Местные мужики объясняют, что нам здесь с велами делать нефига - чем дальше от берега, тем меньше снега и торосов, и, послушав совета, переходим трещину и выезжаем “помористее”. В километре от берега действительно в основном лед, едется значительно приятнее. Скоро снег исчезает полностью и появляется то самое непередаваемое ощущения езды по льду. К вечеру доехали до Большого Голоустного, где, решив шикануть, остановились в дорогом домике с душем.

6 марта

Ночью Юре стало совсем хреново, безуспешно попытался найти фельдшера в поселке. С утра, сначала было, решили ехать дальше, но попытка не удалась и Юра решил, что будет сходить с маршрута. Мне сходить не хотелось, перегрузил всю общую снарягу и еду в свой рюкзак, посадил Юру на такси и поехал дальше, в Бугульдейку.

Разводы на льду Погода, к сожалению, поменялась. Вчера было жарко и безветренно, сегодня - холодно и очень сильный ветер, который легко гнал слетевшую с моей головы шапку со скоростью 30кмч, хрен поймаешь. Сначала пытался наехать на шапку и затормозить, понял, что бесполезно. Догнал и встал на нее ногой, такой финт ушами прошел. Тем не менее, ветер сильно отгонял от берега и было стремно, что если порывы станут сильнее, то вернуться может не получиться.

Мне очень хотелось доехать до Бугульдейки, поскольку ночевать сразу одному в палатке на льду (вокруг куча кордонов заповедника) желания не было. Ехал в режиме гонки, топил как мог, периодически меня сдувало, я зажимал оба тормоза и тогда вел почти не сносило по ветру. Пролетел мимо бухты Песчаной, к большому сожалению, а было бы интересно заехать.

К закату вкатил велосипед в прибрежный торос у Бугульдейки и развалился на голом льду. Поговорил с Юрой, узнал, что все ок, и по реке поехал вверх искать место для ночевки. Благодаря какой-то бабушке, нашел турбазу, в которую пришлось долго и упорно ломиться, никто не открывал. Как оказалось, по телеку показывали сюжет про деталь от водяной мельницы, которую поставили около этой самой турбазы, и сторож не мог оторваться от экрана. Турбаза оказалась, прямо скажем, “повышенной занюханности”, но переночевать было вполне можно.

7 марта

Большой торосУтром установилась шикарная погода - 20 градусов, солнце и никакого ветра. Прогулка до МРС была настоящим удовольствием, я никуда не спешил, так как собирался заночевать на турбазе Ковчег Байкала и времени было много. Трещины затянуло и за день не возникло ни одного шанса куда-нибудь провалиться. В часе езды от Бугульдейки видел впечатляющий по высоте и протяженности торос, тянущейся вдоль берега.

Лед в отражении Почти весь день я был занят только одним - созерцанием льда. Все же это ни с чем не сравнимое чувство! У Ольхонских Ворот лед был в волнах, а внутри, на Малом море, он уже был под снегом. Заехал ночевать в Ковчег, сходил за едой (закупился на вторую часть похода), попарился в бане и отвалился спать.

8 марта

ПургаПогода резко испоганилась. Ветер в морду, машины по зимнику на Малом море ездят лагом, задом и танцуют как коровы, собственно, на льду. Как не упирался, я ехал не быстрее 5кмч и, надо сказать, с большущим трудом. В некий момент, когда стал утепляться, подъехал бурят на “козлике” и поставил “козлик” так, чтобы я мог переодеться не на ветру, за что ему огромное спасибо!

Уехал я от МРС, надо сказать, не далеко. Еще до того, как дорога начала карабкаться на остров, ко мне подъехала “буханка”, которую вел француз.. В машине сидел немец- велосипедист, пытавшийся проехать в Северобайкальск из Листвянки, который после Ольхона половину дня тащил вел на себе и, в результате, сдался. Я решил, что более подходящей компании, чтобы слиться, сегодня не найду и не без удовольствия согласился, чтобы меня подвезли в Хужир.

Шаманка вечером В Хужире я еле-еле нашел место на турбазе - все же 8 марта. Отдыхать, так отдыхать - сбегал 100 метров до самого известного места Байкала - Шаманки, и заказал себе баню на 2 часа, где как следует попарился.

9 марта

Я уже начал понимать, что дело плохо - все же все встречные говорят, что на север не проехать, да и Малое Море под снегом. Но делать нечего - так просто сдаваться не интересно, я решил доехать и заночевать на самом северном окончании Ольхона - мысе Хобое. Сказано - сделано. Дорога вдоль Ольхона прокатана до льда, по берегам изумительные гроты с огромными сосульками, да и вообще пейзажи завораживают. За эти 50 километров местные жители столько раз предложили мне выпить (надо сказать довольно настойчиво), что если бы я принял хотя бы половину предложений, не видать бы мне было никакого Хобоя.

Вел в гроте Прошлым вечером познакомился с местными туристами на турбазе, они путешествовали на машине и тоже ехали сегодня на Хобой. Там мы встретились, они накормили меня обедом, за что им огромное спасибо ;)

Когда тучи туристов свалили с Хобоя, примерно за час до заката, я нашел не превращенный в туалет грот (чертовы уроды!) и завалился в нем ночевать. Надо сказать, ночевать в гроте очень круто - холодно, как в морозильнике, но зато какая красота! И не дует!))

10 марта

ПещераОт мороза я проснулся за час до будильника, так что, можно считать, выспался. Собрал вещи (а главное себя) за час 45 минут - черт возьми, это было не просто, поймал себя на разговоре с рюкзаком. Решив, что пробиваться по пояс в снегу сразу на Ушканы - идея дурацкая, решил подать на западный берег, как мне и советовали Саша Абаев и Саша Жилинский. Но посмотреть на этот “снег по пояс” все-таки хотелось! Надо сказать, снег лежал островками в шахматном порядке и вполне можно было ехать. Однако, примерно через 10 километров (в половине пути до берега), когда я слез с вела и пошел пешком по глубокому снегу, раздался хруст - задница вела провалилась, рюкзак опустился в воду, участок снега просел, а я оказался с мокрыми ногами. Выдернул вел за руль и пробежался до ближайшего голого льда, сел переодеваться и понял - все. Поход закончен. Написал смску в Москву друзьям и родителям, в результате, мне вызвали “буханку” из Хужира. Как оказалось позже, далеко бы я не проехал по-всякому, уже в машине у меня с грохотом лопнула покрышка (с чего бы это? лед? оторвался кусок корда!) и, как я потом обнаружил, было сломано крепление багажника.

Эпилог.

Зимний Байкал - это ни с чем не сравнимое впечатление и я очень советую всем съездить и посмотреть эту невероятную красоту. Кроме того, это одно из самых доступных интересных природных мест в России, билеты стоят не так дорого, как в отдаленные уголки Сибири, и из-за большой конкуренции цены на проживание и местный транспорт тоже вполне приемлемые.

Благодарности

Севе Самарцеву и Диме Паушкину за страховку. Так же отдельное огромное спасибо за то же моим родителям - в тот момент когда я решил, что пора вызывать машину, оба страхующих мирно спали ;)
Маше Зиминой за снарягу!
Леше Савватееву за прием в Иркутске и многое всего другое
Саше Абаеву за договор с заповедниками
Андрею Беклемишеву (+7-950-1001010) и Антону (+7-950-0500806), водителям “буханок” из Хужира и организаторам туров по Байкалу.
Саше Жилинскому хозяину турбазы Ковчег Байкала, за радушный прием и интересные рассказы

И, конечно, всем, кто писал мне смс-ки на Байкал, они очень помогали поддерживать боевой дух, особенно, когда я остался один!!!

Скрыть комментарии
Имя
Оставить комментарий
#1 Йож 2013-05-26 13:53:28
ответить
Офигенно!
#2 к-д 2014-06-22 21:49:15
ответить
Ты чего-нибудь вообще боишься?
#3 Паша 2014-09-26 12:19:16
ответить
Конечно, бывает