Вход

Логин или email

Пароль

google login
Регистрация
design

Отчет по походу Усинск - Нарьян-Мар на новогодние праздники 2012-2013

Маршрут и регион

Идея похода пришла еще в прошлом году, когда я выбирал, куда поехать на новогодние праздники. Однако, в 2012 была очень теплая зима и к январю зимник еще не был готов (прорвались только несколько машин к концу декабря) да и билеты из Нарьян-Мара стоили безумные деньги, так что мы уехали в Норвегию. В этом году декабрь был морозный и уже в начале месяца на Нарьян-Мар стали проходить первые машины, что внушало оптимизм. В результате, к концу декабря зимник был полностью залит и официально открыт (в случае чп дорожные службы вытаскивают застрявшие машины).

Качество зимника традиционно хорошее, так как в Нарьян-Мар зимой это единственный путь (летом есть еще речное сообщение), не считая самолетов. Изначально планировалось, что в Нарьян-Мар пойдет железная дорога, ветка через Усинск, благодаря этому в Усинске огромный теплый жд вокзал, правда, с крайне не приветливым охранником. Всесезонной автодороги в Усинск так же нет - из него идут зимники в Ухту и Вуктыл, которые, с одной стороны, более привлекательны для зимнего велотуризма, так как идут по зоне леса, а с другой стороны, хуже качеством (по отчетам). Информацию о маршруте мы брали :
1) OpenStreetMaps - зимник нарисован очень точно;
2) Форумы http://usinsk.eu и http://www.naryan-mar.ru;
3) (сильно неполный) сборник отчетов по зимнику

Трек нашего маршрута лежит здесь, а подробный трек тут

Снаряжение

Велосипеды Haro Flightline Expert 2009 и Kona Caldera 2012, рюкзаки Мираж-80, резина ice-spiker pro и nokian 300.

В одежде ничего необычного не было (разве что горнолыжные маски, от ветра в морду), в качестве обуви использовали зимние сапоги с теплыми вынимаемыми валенками. Валенки на ночь одеваются, в них ложишься в спальник, тогда к утру валенки сухие (в сапоге, правда, остается много льда по-любому). Так как был шанс словить -45, спали в двух спальниках (внутренний пуховой, внешний синтетика), по 1.5 килограмма каждый. Внешний спальник, взятый чтобы скапливать конденсат, был насквозь мокрый и к концу похода стоял колом. Зато внутренний оставался сухим и спать было тепло.

До похода сделали тренировочный выход в Подмосковье (погода была подходящая: -20 ночью и -15 днем), опробовав одежду и бивачное снаряжение. По ходу маршрута было принято решение разбивать каждый обед на 2 этапа: первый обед - после 4 часов движения, второй - еще после 3.

Дневник маршрута:

День1; 30/12/2012

Еще в поезде я сообразил, что забыл дома камеры. Дима взял одну камеру - и ту на автониппель, а он в дырки в моих ободах не влезает. Пришлось ехать в Усинск искать камеры. В городе нашелся спортивный магазин, но опять же камеры - только под автониппель и те очень широкие (2.5-2.7). В результате взяли. что было (рассверлили мне обода в мастерской), и поехали из города. Город, кстати, очень чистенький и аккуратненький, дороги идеально вычищены и трафик на улицах не слабый.

Проехали назад мимо вокзала, когда уже стемнело. Дорога асфальтовая, покрытая утрамбованным снегом, местами прокатанным до асфальта. За лесом виднеются всполохи факелов, очень напомнившие мне Всевидящее Око, в общем-то, атмосфера вполне подходящая для Темного Властелина. После поезда едется так себе, да и рюкзаки тяжелые. Встали на стоянку довольно рано, сразу за первым мостом через Колву. Надо сказать, место выбрали не удачно - летом там конкретное болото и “сушины”, которые с остервенением валил Дима, совершенно не горели.

Старт Обед

День 2; 31/12/2012

Утром плюнули на не горящие дрова и быстро позавтракали на горелке. “Быстро” это в нашем походе значит, что 2 часа тупили. Выехали - кругом заснеженный лес, по дороге достаточно большой трафик. Остановились поговорить, мужики сказали, что после завода “Енисей” машин станет меньше, однако, ничего сильно не изменилось.

На обед решили сделать чай на горелке, так как утром на него забили. Я набрал снег слишком близко к обочине - получилась дрянь с машинным маслом. Вылили, набрали снег подальше - эффект тот же. Кан и термосы замечательно воняют маслом, решили встать пораньше, несколько раз вскипятить воду на дровах и помыть кан. Однако, нам крайне повезло - на дороге встретился (31 декабря-то!!) работающий магазин. Попросили продавщицу кипятку, чтобы помыть кан, купили кефиро/булочек и погнали дальше (продавщицы, кстати, работают по вахтовой системе и этой страшно не повезло - должны были сменить два дня назад, но смена не пришла и новогоднюю ночь вместо дома она должна была провести здесь, в тайге).

Переезжаем стелу “Полярный Круг”, долго фоткаемся. Подъехал мужик, у которого кончилась вахта, рассказал, что на границе с НАО резко кончится лес и там же будет магазин.

На Новый Год встали после второго пересечения с Колвой, опять же почти сразу. Нашлась идеальная полянка, метрах в 50 от дороги - здесь было все: и дрова, и место под палатку. Слегка отпраздновав Новый Год, отбились около часу ночи.

Полярный Круг Новый год

День3; 01/01/2013

Поползли дальше. По плохо укатанному снегу ехать достаточно тяжко, на улице включили -25, резко пришлось что-то поддеть. Подкачали спустившее колесо (спускало уже вторую ночь!), качать его на морозе - то еще развлечение. Погода ясная, вокруг красота - заснеженные елки, и трафик наконец-то стал меньше.

Останавливается много машин, спрашивают, куда едем. Димон ко всем пристает, сколько градусов, водители отвечают, что -20-26. Очень хочется доломить до Харьяги, но уже явно не успеваем. Вообще, кажется, что раз так медленно едем по дороге, то никуда не успеем, даже предупреждаем Севу, следящему за нашим передвижением из Москвы, о большой вероятности, что придется искать машину до Нарьян-Мара.

Уже около самой границы с НАО встретили молодых мужиков, на раздолбанной “Ниве”, они долго нас расспрашивали. На границе леса и правда оказался магазинчик/кафе - попили чаю, Дима докупил себе шоколадок. Отъехав назад на 500 метров, встали на последнюю ночевку на дровах.

Дорога Димон

День4; 02/01/2013

Выехали в Тундру. Я наконец-то решил поменять спускающую камеру. На улице -30, ветер. Димин насос я сломал еще вчера, когда пытался накачать колесо, мой работать отказался. Пришлось стопить машины (благо автонипель!, теперь всегда буду брать с собой переходник!). Сразу чувствуется - север, останавливается каждая машина, но вот насосов ни у кого нет, так как у грузовиков подкачка колес из кабины. Наконец, у каких-то ЧОП-ов нашелся компрессор, поблагодарили и поехали.

После кафешки асфальт кончился, началась бетонка, причем почти однополосная. Ехать стало значительно проще - здесь дорога прокатана (или прочищена, или просто в тундре с нее снег сдувает) до самого бетона. Трафик не очень большой и не напрягает. Лихачей, которые пытаются проехать впритирку к тебе, здесь нет, никто не сигналит - прямо-таки Норвегия. Положительных эмоций добавляют резко сменившиеся пейзажи - лес полностью пропал, по бокам бескрайние снежные поля, в которых кое-где торчат кусты и маленькие елочки. Портит вид разве что труба газопровода (или нефтепровода?), тянущаяся вдоль всей дороги, но зато очень забавно выглядят нефтяные качалки, стоящие прямо вдоль дороги безо всякой охраны. К Харьяги подъехали вечером. Димон уже изрядно замерз, что не удивительно - крутить педали вроде нормально, но когда начинаешь ехать с горки промерзаешь капитально, настолько, что предстоящий подъем воспринимается не как препятствие, а как подарок - погреться можно. В поселке огромное количество газовых факелов и снующих туда-сюда машин (уже успели отвыкнуть). Нашли магазинчик, в котором довольно тепло и можно попить горячего чаю, там и пообедали. Единственным расстройством было отсутствие теплого сортира, был бы очень кстати, так как в тундре забеги “позвонить бабушке” делали по команде, так чтобы потом сразу плюхнуться на велы и как следует согреться.

Ночью выехали на зимник. Мои опасения, что ехать будет значительно тяжелее, не оправдались, гладкий жесткий лед для велосипеда оказался как асфальт, разве что неровный. На этой радостной ноте стали искать стоянку - забились в ручей, с двух сторон закрытый стенками, расставили палатку и завалились дрыхнуть

Нефтяная качалка Старт зимника Нарьян-Мар туды

День 5; 03/01/2013

Ночью как следует промерзли, так как толком не растянули юбку у палатки, задуло нам капитально. С большим удовольствием вылез разводить горелку. На улице, тем не менее, оказалось довольно тепло, -15, но очень ветрено, зато ветер попутный! Позавтракали и полетели по зимнику - удовольствие неописуемое: ты летишь 20кмч по ухабистой ледяной дороге, не прикладывая почти никаких усилий, вокруг белая холмистая пустыня, а по льду тонким слоем стелется и обгоняет тебя поземка! Да, за этим чувством я сюда и ехал! На посту Лукойл у нас переписали паспортные данные. Говорят, на велах мы тут первые и вообще народ и на КАМАЗах-то ездить боится. На КАМАЗе и правда наверно стремно - застрянет еще, а вел, если что, на плечо и вперед..

Ночью ехать по зимнику очень забавно. Во-первых, появляется трафик - автомобилисты предпочитают ехать ночью, так как в свете фар лучше видно неровности дороги. Во-вторых, на каждом спуске к речушке стоит бульдозер, а на особо больших и несколько - вытаскивать неудачливых водителей. Местами через мелкие ручьи строят “мосты” - наваливают бульдозерами высокие сугробы, видимо, чтобы потом залить. Машины-то по этим сугробам проезжают, а нам приходилось по свежему снегу местами пешком.

В некий момент встретили табличку “Конец автозимника...”, причем, довольно рано - еще и 130км не проехали. Оказалось, после этого зимник обслуживается другой компанией, причем дальше зимник стал значительно лучше и ровнее, почти без ухабов. Ветер усилился и стал совсем “в спину” - ехать стало совсем здорово, эдакий “Тундра хай-вей” - полоса идеального гладкого льда через бескрайнюю белую равнину! За день, правда, не обошлось и без падений - я в некоторый момент поскользнулся и еле утащил вел в кювет, где мягко затормозил в сугробе, иначе, как следует растянулся бы на льду. Димыч пару раз тоже как следует загремел - но вроде без последствий, так-тока лапы пораскорябал.

Однако, как не здорово было ехать, пора было искать стоянку и это оказалось проблемой - ветрюга тот еще, а ни одного ручейка, и ни одной ямки! Через минут 40 поисков доехали до отворотки на Варандей, на которой нашли остатки разграбленных балков. Решили прятаться от ветра за одним из балков. Поставить палатку смогли нормально , а с горелкой был прикол, развести около балка нельзя, так как из под него дует так, что сдувает даже алюминиевый лав-лист, которым я пытался закрыть пламя от ветра. Рядом с балком валялась огромная покрышка от самосвала или трактора - в результате я выгреб из нее снег и стал готовить в ней.

Бульдозер Середина зимника

День 6; 04/01/2013

Весь вчерашний день я ругался, что надо ломить - такой ветер к утру на дороге наделает переметов. И, надо сказать, был прав, мало того, что переметов стало много, так еще и ветер стал “в морду”. Поскольку все ездят в основном ночью, весь световой день переметы приходилось перетаскивать практически по целине и после 4 часов матюков и таскания завалились обедать. Я уж решил, что пора делать короткий день и надеяться на улучшение погоды, но ветер стих, поехали грузовики, раскатавшие переметы - жизнь наладилась.

В идеале хотелось докатить до конца зимника, чтоб уже быть в уверенности, что на самолет не опоздаем. И ехалось вроде не плохо, и уже почти не таскались, как появилась новая напасть - вышли дорожные рабочие, которые своими чушками, привязанными за самосвалами, раскатали переметы ровным слоем по всей дороге и мало того, что ехать по этому мягкому снегу было тяжело, так еще и не видно, где лед, а где нет - едешь, едешь - а потом бах и колесо проваливается на 30 см. Пришлось сделать второй обед, и подольше, чтобы хоть кто-нибудь раскатал колею. За час сидения проехало только 2 машины и один трэкол (вездеход на колесах низкого давления), так что ситуация кардинально не улучшилась.

Через час стали искать стоянку. И естественно, по закону подлости, ручьи резко кончились. Через 40 минут плюнули, встали за каким-то холмиком в 50 метрах от зимника. Стало ясно, что у нас 2.5 литра лишнего бензина, и везти его мне было крайне не охота. Вспоминая фильмы про Рэмбо, где бензин красиво взрывается, я решил устроить новогодний фейерверк. Положил банки с бензином в кучу, облил и пролил дорожку по снегу. Фиг, дорожка не зажигается. Тогда стал с расстояния метров 7 стрелять в канистры охотничьими спичками. Раза с двадцатого таки попал. Не верьте Голливуду - ни фига не взрывается! Бензин замечательно загорелся и полыхал огромным костром еще минут 15.

Димон на ходу

День7; 05/01/2013

Оказалось, что ночуем мы в 5 километрах от отсыпки. Дима предлагал доломить за день до Нарьян-Мара, так как ночевки в палатке его уже достали капитально. Ночевать и правда довольно мерзко, хоть и не холодно - внешний спальник насквозь мокрый от конденсата и его противно даже в руки взять. Ну а за ходовой день он смерзается и становится какой-то непонятной формы ледышкой, - зато можно заценить, в каком виде он находится в рюкзаке. Я соглашаюсь и, конечно, как настоящий пессимист и спорщик, предлагаю пари - за день не доломим. Пиво, надо признать, проиграл.

Отсыпка в начале прокатана до земли, по гравию ехать тяжко и крайне неприятно. Кроме того начинается снег, довольно сильный, что вызывает опасения, что пиво я таки выиграю. Через 3 часа нас обгоняют и останавливаются в 10 метрах два хорошо подготовленных УАЗа-патриота. Оказывается, что это земляки - одна машина с Москвы, вторая с Самары, встретились где-то по пути и поехали кататься до Нарьян-Мара и обратно. Они еще хотели заехать на Варандей, даже получили пропуска в пограничную зону, но сказали, что туда не пропускает Лукойл. Кажется, что им с погодой не повезло - на такой технике, наверное, скучно было ехать по идеальному льду, где даже легковушки проезжают, хотя своеобразную суровую красоту они всяко посмотрели. Через часа три увидели их едущими назад - в Нарьян-Маре останавливаться они не стали, гостиницы дорогие, а город им ничем особым не показался. Нас такой подход очень удивил - но каждому свое. Может и мы лет через сколько-то, когда будем не в силах крутить педали, пересядем на джипы?

Когда до Нарьян-Мара осталось километров 25, стали обсуждать, где ночевать. По информации от джиперов, гостиницы стоят штук 7 на нос за ночь, я естественно сказал, что за 7 штук удавлюсь и буду спать в палатке, а Димыч, что поедет в гостиницу - на том было и порешили. Однако, внезапно по пути я увидел в лесу разноцветные горящие огни, как детская карусель, а потом отворотку с табличкой “Турбаза Лесная Сказка”. Зашли, договорились о теплом домике - там и заночевали.

Мужики на турбазе нас встретили очень радушно, мы напросились с ними в баньку (банька была супер! хотя 120 в парилке после недели на морозе для организма оказались суровым ударом), поболтали. Оказалось, что мужики из Йошкор-Олы, здесь работают только в сезон. Турбаза, кстати, находится в лесу - вокруг Нарьян-Мара вообще неплохой лесок, в котором можно стоять с костром. Здесь на горке уже появляется мобильная связь. Сева поменял нам билеты и завтра к часу нам уже нужно быть в аэропорту.

Почти доехали

День 8; 06/01/2013

В 9 убрались с турбазы и достаточно быстро доехали до Нарьян-Мара. Городок низкой застройки, большой площади, сливается с соседними поселками. По дороге проехали мост через замечательную речку “Куя”, Леонид с турбазы рассказывал, что раньше речка текла через базу, а теперь поменяла русло, на турбазе остался только пруд. В городе есть довольно интересный Краеведческий музей, на первом этаже расположены временные экспозиции, на втором - информация про геологию района, а на третьем - про коренные народности и живность. Экспозиция богатая, есть, что посмотреть и почитать, крайне приветливый персонал. Мы естественно никакой экскурсии не брали, но тетушки на каждом этаже очень приветливо рассказывали про регион. Очень обидно было уходить из музея, все не дослушав , но иначе могли бы опоздать на самолет.

Одним из больших открытий для нас оказались оленно-транспортные батальоны. В музее про них можно найти много документов, а на улице, рядом со входом, стоит памятник. Оказывается, во время войны “снежные танки”, как называли оленей, были очень серьезной подмогой армии - их использовали как для разведки, так и для эвакуации подбитых летчиков и раненых, подвоза боеприпасов - ведь олень может пройти там, где трактор застревает. На них бывало даже устраивали боевые вылазки.

В километре от аэропорта, на чистом асфальте на мосту я картинно растянулся, с неожиданности хорошо ушиб кучу всего. По пути в магазинах купили пирожки - внешне они выглядели довольно неказисто и стоили кучу денег - но, черт возьми, в Москве бы такие пирожки продавали! Они были чертовски вкусными! Аэропорт очень приятный, но вот столовая не работает по выходным, а голодные пассажиры уже выгребли из автоматов с едой все , что там было. Даже интернет в аэропорту работает.

Памятник Оленно-транспортным бригадам

Послесловие

Я во многом рассматривал этот поход не только как самоцель, но и как тренировку перед более серьезными выходами и особо хотелось оценить, насколько тяжело ехать и ночевать все время на морозе. Мне не показалось, что ехать на веле в -30 тяжелее (или некомфортнее), чем в -10. Едешь себе и едешь - разве что, я одел теплый жилетик и горнолыжную маску. В целом, поход оказался хорошей тренировкой перед более серьезными мероприятиями..

С погодой нам повезло, это мягко скажем. Холодный северный регион был к нам максимально благосклонен - показал все, как оно бывает, но очень мягко и любя - чтобы не доставить проблем. Было и -30, и дождь, и ветер в спину, и ветер в морду, и полный штиль, и интересный ухабистый зимник, и идеальный гладкий лед через тундру “хай-вей”, и переметы, где велы приходилось таскать. К большому сожалению, нам не показали северных оленей (и оленеводов) и других местных зверей - волков, песцов, зайцев. Так же огромной удачей было то, что поход обошелся без поломок и использования аптечки. В общем - поход был шикарен!

К моменту публикации отчета нашли отчет джиперов. Большой вам привет! Может еще как-нибудь пересечемся на суровых дорогах! На Таймыр на велах мы вряд ли поедем (а вам удачи, Таймыр - чертовски интересное место), а вот куда повосточнее, почему бы и нет! Отчет лежит тут)

Благодарности

Огромное спасибо :
Маше Зиминой за зимнее снаряжение, без нее не состоялся бы ни один мой зимний поход.
Владу Титову и особенно Севе Самарцеву за пристальную слежку за нашими передвижениями и поддержку из Москвы, а так же купленные билеты на самолет! Более ответственного человека в группу поддержки не найдешь!
Юре Устиновскому, Саше Виноградовой за велоснаряжение.
Кате Смирновой за запасную горелку.
Мужикам на турбазе "Лесная Сказка", за гостеприимство!
Всем, кого мы встречали на зимнике, за поддержку и готовность помочь. Мы проехали с запасом и по одежде, и по снаряжению, но всякое бывает! Приятно удивлены местным радушием!
Всем кто за нами следил и нам писал! Несмотря на то, что спутниковый маячок сломался и сообщения мы не получали, очень приятно было прочитать их в Москве.
Скрыть комментарии
Имя
Оставить комментарий
#5 Stoskin 2013-02-09 21:35:28
ответить
Вы бы ребята на нарьянском форуме отписались перед тем как ехать, был бы вам ночлег бесплатно, за хорошую историю под рюмку чая, да и по городу покатали бы показали достопримечательности. А так как говорится респект и уважуха. Самгонял туда обратно уже два раза за зиму.
#6 Stoskin 2013-02-09 21:35:40
ответить
Второй раз отца забирал с Усинска с поезда, вперед ехал ни намека на переметы, скукота одним словом, везде гладко и утрамбовано, а назад через 10 часов ехал уже были переметы приличные, немного адреналину хватанули. Сам стараюсь каждую зиму вырваться на большую землю, в этот раз на новый год гонял до бати в краснодарский край. Кстати Кировцы с волочащимися за ними 3мя трубами называются "гитары".
#7 Паша 2013-02-10 12:35:03
ответить
Спасибо, может и зря не отписались)
Про гитары здорово, будем знать! Адреналину где хватануть у вас и правда есть))
#3 Геннадий 2013-02-05 17:36:43
ответить
Привет и от Самарских Патроводов! Присоединяюсь к Роминым словам... действительно молодцы!!! Честь и хвала вам, парни!!! Не остались в Наряне потому как хотели пройти зимник ночью, а переправу р.Печора - днём. Так и вышло...
Удачи вам, ребята, мож свидимся еще где...
#4 Паша 2013-02-09 19:11:48
ответить
И вам привет!
Взаимно! Успехов - может и правда свидимся ;)
#1 Роман 2013-01-24 19:37:39
ответить
Парни, привет от джиперов! Реально горжусь вами! Сам все детство провел на велике, но максимум на что меня хватило от Ногинска до Балашихи и от Ногинска до Павлово-Посада.

Удачи, крепкого здоровья!
#2 Паша 2013-02-03 16:09:19
ответить
Спасибо!) И вам удачи в экспедициях!
#8 Юки 2015-01-25 10:30:24
ответить
привет от омских велосипедистов! с большим удовольствием прочитала отчет, вы молодцы!!!
#9 Паша 2015-02-02 22:25:51
ответить
И вам большой привет!)) Спасибо! В Омске еще не бывал - надо посетить!
#10 Роман 2018-04-01 15:11:59
ответить
Прочитал, как сам съездил...