z Снаряжение зимнего велотуриста
Вход

Логин или email

Пароль

google login
Регистрация
design

Снаряжение для зимнего велопохода

Наконец-то появился повод написать о моем подходе к выбору снаряжения для зимнего велопохода. Все написанное здесь не является правильным вариантом, а всего лишь точкой зрения.

Самой большой проблемой в зимнем походе является влага, которая при активных физических нагрузках попадает в снаряжение. Если летом эту проблему можно решить при помощи синтетических вещей и мембранных курток, то зимой теплые вещи, например, сапоги и спальники, не успевают просыхать. Для действительно долгих и тяжелых арктических походов существует изящное решение проблемы, называемое “паробарьером”. Подробнее про паробарьер можно прочитать, например, на сайте Баска . Для нас такое сложное решение не является обязательным, так как на протяжении маршрута будут несколько поселков, в которых можно просушить снаряжение.

Ходовое снаряжение

Одежда используется классическая для туризма - термобелье, утепляющий слой (флис и синтетический утеплитель) и непродуваемая мембранная куртка (про то, как правильно одеваться “слоями”, можно почитать тут). Как показал опыт велопохода в Нарьян-Мар такого набора снаряжения (power stretch + polartec classic + синтетическая жилетка + недорогая мембрана) вполне хватает, чтобы с комфортом ехать в -30 на велосипеде. Мембрана изнутри покрывается коркой льда, но флис и жилет остаются сухими.

На ноги мы берем теплые сапоги, состоящие из внешнего слоя и теплого валенка. За ходовой день ноги неизбежно потеют и к вечеру между валенком и сапогом образуется корка льда. Перед тем, как залезть в спальник, лед, по мере возможности, отковыривается от ботинка, а в валенке можно лечь в спальник – тепло и за ночь валенок полностью высыхает. У некоторых сапогов есть специальная стелька в “сеточку”, в которой скапливается замерзшая влага. С моей точки зрения, использовать теплые ботинки/турботы в длинном зимнем велопоходе нельзя, ноги замерзнут неизбежно, так как лед в ботинках будет накапливаться. Дешевые зимние сапоги можно купить в любом магазине спец. одежды, найти более теплые и дорогие импортные варианты также не составляет труда.

Самое частое, о чем меня спрашивают, что же мы надеваем на руки. В Нарьян-Маре я не испытывал проблем с замерзающими руками – ехал в тонких перчатках из Polartec Power Stretch и варежках из Polartec 200 сверху. На сильные морозы и бивак мы берем с собой теплые пуховые варежки. Возможно, будем шить “рукава” на руль, в которых руки не будет продувать (ссылка).

Последняя открытая часть тела – лицо. Мы будем ехать в балаклавах из polartec powerstretch с прорезями для глаз и рта – см фото Гопник В зависимости от погодных условий глаза будем защищать либо темными очками, либо горнолыжными масками.

Снаряжение в походе мы везем в рюкзаках на багажниках (“велоштанах”), больших сумках в треугольниках рамы (очень удобно для перевозки тяжелых необъемных вещей, таких как ремнабор!) и санях-волокушах за велосипедом. Последние также удобны, если в какой-то момент покатушка превратится в пеший поход – в сани можно сгрузить все снаряжение и идти налегке.

Снаряжение для бивака и привала

Как только турист зимой остановился после хорошей ходки (мокрый и разгоряченный), он должен накинуть теплые штаны и куртку, чтобы не заболеть. Для этого мы берем теплые синтетические штаны и пуховые куртки, которые будут лежать в зоне минутной доступности.

Для бивака, конечно же, очень важны спальники и палатка (впрочем, для ночевок в лесу есть вариант, как обходиться без спальников и спать около нодьи). Бывают палатки с печками (пример - палатка "Зима" ), но их могут использовать только большие группы в лесу. Палатку нужно подбирать, исходя из условий похода. Если маршрут идет по безлесой зоне, где вероятны очень сильные ветра, то стоит брать ветрозащитную палатку с более чем 2 дугами и снежной юбкой, которую присыпают снегом, чтобы ветер не гулял по палатке. Для более простых условий можно ограничиться тентом – комары и дожди зимой не страшны. Обед

Так как мы не используем схему с паробарьером, то мы берем два спальника – внутренний пуховой и внешний синтетический (“конденсатник”). Во внешнем спальнике скапливается влага, так как ночью человек неизбежно потеет, и к концу первой недели вид у него омерзительный – этакий кусок льда.

Про коврики отдельно писать не буду – есть очень подробный, обновляемый обзор, в котором информации куда больше, чем я знаю. Пока мы используем пенковые коврики, как самые надежные.

Для приготовления еды в безлесой зоне необходимо брать с собой примус. При особых ухищрениях можно обходиться и газовыми горелками, но, стоить помнить, что при температуре ниже -20 любой газ работает плохо и нужна горелка с предварительным прогревом топлива и длинным шлангом, чтобы прятать газовый баллон на подогреваемый кан. Более простым вариантом является бензиновый примус (мы используем MSR xgk expedition, как один из самых надежных), он разжигается при любой температуре.

Вероятно, данная статья будет дополняться и исправляться со временем (как минимум, добавлю про подготовку велосипеда). Присылайте замечания по почте!

Скрыть комментарии
Имя
Оставить комментарий